В 31 год закончил игроцкую карьеру один из символов «Нефтехимика» Андрей СИТЧИХИН. Пятнадцать лет отдал он родному клубу, сыграв 446 матчей и забив 31 гол.
Наверное, мог еще не один сезон приносить пользу команде на футбольном поле, но решил, что его знания и умение больше пригодятся на тренерском поприще. И страница сезона 2011-12, когда Андрей Анатольевич вывел команду в ФНЛ, навсегда золотыми буквами впишется в историю ФК «Нефтехимик».
Предлагаем вашему вниманию выдержку из книги «Нефтехимик. 20 лет».
******
А заканчивался год на блюзовой ноте. «Блюз» — это грустная мелодия в мажоре. Так вот парадоксально выходцы из Африки в Америке культовую музыку сделали. А в том, 05-м, светло нижнекамцы проводили из большого футбола двух парней, которые столько немало сделали для «Нефтехимика»! Евгения Ефремова и Андрея Ситчихина.
«Сыграл бы на любом месте»
— Андрей, ты же коренной нижнекамец.
— Да, родители приехали в Нижнекамск в 1973 году. А в следующем и я на свет появился.
— Расскажи о родителях.
— Отца, Анатолия Степановича, к сожалению, уже нет с нами. Он с мамой -Галиной Фадеевной — закончил техникум, и судьба сложилась так, что они приехали в наш город. Тогда в Нижнекамске’ строился шинный завод, молодым специалистам давали жилье, а в Кирове с этим делом были трудности. К тому же тогда у них был ребенок — мой старший брат Игорь.
— У тебя же есть и младший. И все три брата с футболом не понаслышке. Даже тот анекдот насчет трех братьев, где двое умных, а третий футболист для вас неподходящ.
— Игорь в свое время играл за «Нефтехимик», и я считаю, что рано «повесил бутсы на гвоздь». Да и младший — Серега — мог стать футболистом гораздо большего уровня, нежели того, на котором он сейчас. Но так уж вышло.
— А как у тебя футбол начинался?
— Да как у всех. Во дворе с пацанами бегал, «Кожаный мяч», само собой. Потом ДЮСШ, волгоградский спортинтернат.
А вообще-то инициатива отдать меня в школу всецело принадлежала маме. Она вообще была спортивной женщиной: занималась бегом, лыжами. Практически на все тренировки меня водила. Так что к спорту я с детства был приобщен.
— Тренеров своих помнишь?
— Конечно. Первым был И. Сиделев. А потом Ю. Тутов. В 90-м меня взяли в «Нефтехимик». Пару матчей на Первенство республики сыграл. А на следующий год уже и в Первенстве СССР попробовал.
— А свой первый матч?
— Да — 9 мая с Нефтекамском минут за пятнадцать до конца на замену вышел. (До 17-ти лет Андрею оставалось еще три с небольшим месяца — прим. ред.)
— Первый гол?
— Мы с челябинским «Зенитом» играли. Я тогда тоже на замену вышел. Второй мой матч был. Заработал пенальти. Гарифуллин пробил, мяч попал в штангу и вылетел за пределы штрафной, мне удалось его подхватить, и я так с ним и ворвался обратно в штрафную. Пробил — забил.
— Ну, а самый памятный матч?
— Таких несколько. С «Интерросом» в 1994-м, например. Я тогда дубль сделал, и один мяч красивым получился. Акбаров сделал длинную передачу из центра поля, и я от угла вратарской слету послал мяч в дальний угол.
А в 2000-м, когда мы возвращались в первый дивизион! Разве такой забудешь? На последней минуте «КамАЗу» на его поле! (Прим. ред. Этот гол помог «Нефтехимику» вернуться в первый дивизион и установить «вечный» рекорд — сезон без поражений).
— За свою футбольную карьеру ты, кажется, переиграл на всех позициях, кроме вратарской. Откуда такой универсализм?
— Да, начинал нападающим. А потом Сарычев меня переквалифицировал в крайнего защитника. А дальше — больше.
— И как тебе эти пертурбациии?
— Безболезненно. Футбол — игра командная. Если надо — значит надо. За матч, бывало, и по три позиции менял. Я на любом месте себе уверенно чувствовал.
— Когда ты осознал себя игроком основного состава?
— При Сарычеве. После него только из-за травм на поле не выходил.
— Бывали ли такие матчи, за которые тебе приходилось краснеть?
— И не один. Всякое случается. Да у любого футболиста спросите. Но таких, чтобы после него хотелось крест на футболе поставить не было.
— За 15 лет на поле в футболках «Нефтехимика» выходил 201 игрок. Составь свою сборную, «drеат-tеат» «Нефтехимика».
— Хороший вопросик. Столько интересных ребят было. Ну, попробую. По какой системе? 1-4-3-3? В воротах Кранатов. Защита — Харламов, Цаплюк, Ефремов, Соловьев. Полузащита — Ахметгалиев, С. Будылин, Лебедков. Нападение — Фахрутдинов, Какунин, Рахмангулов.
— А Ситчихин?
— А я в этой команде на любом месте сыграю.
— За то время, что ты в команде, и тренеров «пережил» немало. Кто оставил в твоей карьере наиболее яркий след?
— Морозов и Сарычев. При них я и как футболист состоялся. И поиграл немало.
— За всю историю не только российского, но и всего отечественного футбола наберется не так много футболистов, столь преданных своей команде. Но все-таки одна «командировка» у тебя была.
В этом году ты примерял форму казахстанского «Тобола». И как там футбол за границей?
— Да такой же. Футбол везде одинаковый. Что в Италии, что в Китае. Ну, правда, скорости немного не те, тактика различается, мастерство футболистов. А так футбол он и есть футбол.
— На капитане, как ни на ком другом, лежит ответственность за команду.
— У нас в команде всегда были отличные отношения. Практически «Нефтехимик» — это как большая семья. И новички, которые приезжали к нам, всегда это отмечали. Конечно, бывали и всякие неурядицы, но в какой семье все идеально? Но в случае неудач пытаемся друг друга поддержать, а победа — одна на всех.
— 1991-й — 2005-й… 15 лет — время, в которое может уместиться столько, что, как говорится, мало не покажется. Насколько чувствуется разница между футболами этих лет?
— Смотрите ответ на вопрос о «загранице». И потом, что времена? Приходит что-то новое, потом опять возвращаются к старому.
— Вспоминая те годы, когда трибуны были забиты под завязку, не испытываешь ностальгии?
— Кто не испытает? Мы же играем для болельщиков. Проводить матч при пустых трибунах невозможно. Футболистам необходима поддержка зрителей. Она подхлестывает, заставляет выкладываться на все сто. А то, что сейчас трибуны пустые… Понять болельщиков можно. Они же всегда всего хотят по максимуму. Но так не бывает. Как не бывает и худа без добра. Сейчас в команде в основном наши, нижнекамские, ребята. За кого как не за них болеть, кого, как не их поддерживать?
— Андрей, сегодня ты в последний раз выйдешь на поле. Какие планы на будущее?
— Планов много, но говорить о том, что именно вот этим я займусь, пока рано.
Блиц-опрос
— Про Ситчу? Да что про него говорить? Он сам все сказал своей игрой.
— Андрюха какой-то свой. Не из тех, что в пивнушке друг, а который свой.
— Наш нижнекамский. Что еще?
— Не знаю, футболом не увлекаюсь, но от мужа про него слышала. Наверное, нормальный парень.
— Андрей Ситчихин? Знаю. Он капитан «Нефтехимика».
Этому интервью уже почти восемь лет. Можно и поностальгировать, а можно и чуть заглянуть в будущее. До следующего дня рождения, Анатольевич!!!
При использовании материала
ссылка на сайт обязательна.