Сегодня наше интервью с одним из тех, кого в футболе принято величать гвардейцами клуба. За плечами Максима Ширяева 126 официальных матчей за «Нефтехимик». Сумма солидная, как и заработанный авторитет неуступчивого защитника. Перед завершающей «домашкой» сезона мастер обороны рассказал, как складывался его футбольный путь, а также о том, что предшествовало возвращению в «Нефтехимик».
– Максим, давай начнем с детско-юношеского футбола. Ты прошел сразу несколько школ – «Красногвардеец», ФШМ, «Смена», мытищинский «Олимпик». Побывал даже в одесском «Черноморце». Воспитанником какой школы ты сам себя считаешь?
– Прежде всего, воспитанником московской «Смены». Несмотря на весь этот список. Первым тренером, вложившим наибольший вклад в мою подготовку, считаю Игоря Александровича Борисова. К сожалению, сейчас его нет в живых.
– Свой путь в профессиональном футболе ты начал с костромского «Спартака». Что это была за команда в годы твоих выступлений за нее?
– Отличный коллектив. Вторая лига. Многие футболисты, как говорится, серьезной закалки. Взрослые, матерые ребята, поигравшие в Первой лиге. Я был самый молодой в команде. Все интересное, естественно, происходило на базе. Бывало, что ветеранчики будили в шесть утра, стоя с удочками возле кровати. «Молодой! Погнали на рыбалку». И никакие отговорки не принимались. Это сейчас лишь главный тренер может спросить с молодых ребят. А тогда немного другое поколение в футбол играло. Но не подумайте о какой-то дедовщине. Все, как один, прекрасные люди. С молодых ведь не только спрашивали. Частенько давали добрые советы, подсказывали важные вещи. Многие из тех костромских спартаковцев стали тренерами. Работают сейчас в солидных клубах. В целом, я провел хороший дебютный сезон, забил 4 мяча.
– Как ты оказался в «Долгопрудном» и латвийской «Елгаве»?
– Когда принимал приглашение «Долгопрудного», мне объясняли, что ставится задача выхода в Первую лигу. Но только потом я понял, где оказался. Люди могли не тренироваться, пропускать микроциклы, вообще не приезжать. Но их все равно ставили в состав. Было забавно за этим наблюдать. Поэтому подошел к руководству и прямо сказал: «Давайте расходиться». Препятствия не чинили, спокойно отпустили. На время отправился к родным в Одессу. Там зимой снега нет. Климат удобный для тренировок. Готовился самостоятельно. Товарищ, который тренировал меня индивидуально, предложил вариант с Латвией. Поехал на просмотр в «Елгаву», с которой в то время работал Равиль Сабитов. Известный в 1990-е годы футболист, поигравший за «Динамо» и «Локомотив». Две недели просматривали. В итоге подписали.
– Дальше был «Нефтехимик». По сути, основной клуб в твоей карьере. С 2019-го по 2022-й год ты провел более сотни матчей за «черно-зеленых». Что скажешь по этому поводу?
– Хорошее времечко. Только положительные воспоминания. Мы заслуженно вышли из Второй лиги в Первую, и основательно здесь закрепились. Много хороших игроков прошло через Нижнекамск. Многих затем приобретали клубы Премьер-лиги. На трансферном направлении «Нефтехимик» в последние годы работает очень продуктивно. И высокие показатели возникли, конечно, не на пустом месте. Если прослеживается качественная динамика, значит это следствие основательной, фундаментальной работы.
– Из «Нефтехимика» ты уходил в «Рубин», но провел за главную команду Татарстана всего два матча в чемпионате, и еще три – на Кубок России. Что не получилось?
– В «Рубине», когда вернулись в РПЛ, я лишь бегал по кругу. (Смеется). Все тренировались, а я просто смотрел, как проходит процесс. Иногда участвовал. Элементарно не давали шанса на своей позиции себя показать. Играл где угодно, только не там, где действительно умею.
– Что за история приключилась с «Актобе», куда ты так и не перешел?
– В «Актобе» сначала активно зазывали, выслали заранее контракт. Но стоило мне приехать на сборы, как оформление поставили на паузу. В итоге оказалось, что просто не захотели видеть у себя игрока с российским паспортом. Чем думали, из чего исходили, непонятно. Скорее всего, как я уже сказал, вмешалась политика. Но это и к лучшему. Нисколько не жалею, что тот вариант с Казахстаном не сложился.
– «Челябинск» и «Енисей» – два клуба за достаточно короткое время. Сначала Вторая, затем Первая лига. Как бы ты охарактеризовал этот период в своей карьере?
– Руководители «Челябинска» приехали в «Актобе». И твердо сказали: «Макс, поехали решать задачу». Предложили достойные условия. Нам не хватило одного очка! Думаю, скоро «Челябинск» обязательно шагнет наверх. А тогда мне поступило предложение от «Енисея». Жаль, что в Красноярске толком поиграть не довелось. Впрочем, я получил опыт, который, при других обстоятельствах, получал бы пару-тройку лет. Иногда было нервозно, иногда – спокойно и уверенно.
– Как появился вариант с возвращением в Нижнекамск?
– После того, как в «Енисее» пошли разногласия, состоялся диалог с «Нефтехимиком». Поскольку я знал требования Кирилла Александровича, мы быстро обо всем договорились. Сразу поехал на сборы вместе с командой.
– Летом тебя ждет 30-летний юбилей. Ты удовлетворен тем, как складывалась твоя футбольная жизнь? Или давать общую оценку карьере преждевременно и все только начинается?!
– Мне еще играть и играть! Даже мыслей нет оглядываться назад. Слава богу, здоровье позволяет. Сил ощущаю достаточно. Поэтому в планах – только движение вперед.
– Встречался ли тебе такой футболист, опекать которого на поле, как защитнику, было сложнее всего?
– Могу выделить албанца Мирлинда Даку из «Рубина». Каждая тренировка проходила «на ножах». Постоянно в стыках, на борьбе.
– С кем из нашей команды приходится труднее всего в этом плане на тренировках?
– Крайне сложно найти ответ на такой вопрос. Каждый нападающий в «Нефтехимике» по-своему хорош и уникален. Согласитесь, это огромный плюс для команды.
– С кем из партнеров по «Нефтехимику» у тебя сложилась крепкая дружба?
– Максим Шоркин, Андрей Голубев, Марат Ситдиков. Этих ребят я знаю очень давно. Очень многое прошли вместе в «черно-зеленых» цветах.
– Каким командам симпатизируешь в мировом футболе?
– «Реал» (Мадрид) и «Ливерпуль».
– Какие увлечения, кроме спортивных, у тебя имеются?
– В период отпусков стараемся посещать с семьей страны с богатой историей и архитектурой, любопытной кухней. Нравится тщательно планировать маршруты и культурную программу. Главное хобби по ходу сезона – игра в приставку.
– Поделись впечатлениями от домашнего матча с «Сочи». Как ты оцениваешь ничью в противостоянии с одним из претендентов на выход в Премьер-лигу?
– Должны были побеждать. Играли очень хорошо. Часто находились с мячом, поэтому игра выглядела интересно. Тактика, выбранная тренерским штабом, сработала эффективно. Забей мы все наши моменты – на табло сверкал бы победный счет. Тем не менее, судя по множеству позитивных отзывов, мы порадовали болельщиков. Это всегда немаловажно.
– Впереди – завершающие поединки с «Черноморцем» и «Аланией». За командами, которые находятся в зоне вылета, теперь можно совершенно точно не следить. Каких целей важно достичь в предстоящих матчах?
– У нас всегда только одна цель. Выходить на поле и забирать три очка. Неважно с кем и когда. Будь то «Сочи», «Черноморец», «Алания», кто-то другой. Команда из зоны вылета или клуб с чемпионскими амбициями. Только с таким подходом реально добиться желаемых результатов.
Беседовал Евгений Сулейманов
При использовании материала
ссылка на сайт обязательна.